Военно-религиозные отношения
Как
сообщает уважаемое издательство URSS, в журнале «Россия и мусульманский мир»
(2010 год, № 2) опубликована статья Василия Белозёрова «Страсти по воде и
Центральная Азия», что стало для автора новостью. См.:
http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=111880
Кстати, журнал продается по 169 рублей. Питаем надежду на бесплатное
получение авторского экземпляра. Вообще, не первый раз работы представителей АВП
перепечатываются без уведомления их самих. По мере сил, будем с этим бороться…
Занаученное
мировоззрение побеждает?
В
газете "Военно-промышленный курьер", № 2
за 18 января
2012 года опубликована статья С. Иванеева «Укрепит ли
ислам Вооруженные Силы?», в которой поставлено несколько методологически важных
вопросов. Искренне благодарим автора за остроту постановки проблемы и
своевременность публикации. Действительно, в европейских
странах растет количество мусульман и они живут зачастую обособленными
анклавами. Утверждение же о том, что стремление мусульман обосабливаться от
носителей иных религиозных доктрин «вскоре во весь рост встанет и в России»
побудило нас искать в статье С. Иванеева доказательства. Мы их не нашли.
Сергей Мельков,
Александр Перенджиев
В
газете "Военно-промышленный курьер" (№ 16) опубликована статья Сергей
Мелькова и Александра Перенджиева "Всё на алтарь религиозного
просвещения":
http://vpk-news.ru/articles/8822 Эта статья является
ответом на статью Сергея Иванеева (точнее, нескольких его статей), в которой
предлагается сделать воспитательную работу в ВС РФ внерелигиозной. Дискуссия
продолжается?
Политическая роль
РПЦ в современном российском обществе. Эксперты о
росте влияния Православной Церкви
при патриархе Кирилле
В Московском Центре Карнеги 23 ноября 2011 года состоялась презентация книги
«Православная церковь при новом патриархе», которая вышла под редакцией Алексея
Малашенко и Сергея Филатова. В числе приглашенных были ведущие религиоведы
России, научные эксперты в области государственно-церковных взаимоотношений, в
том числе и представители АВП – Сергей Мельков, Александр Перенджиев и Олег
Забузов.
Без
комментариев:
В Санкт-Петербурге на Таврической ассамблее среди прочих книг и подарков детям
раздавали брошюру с молитвой за президента страны. Авторы текста утверждают, что
глава государства един в двух лицах и потому предлагают молиться сразу за
Дмитрия и Владимира. Столь необычный подарок получили около 150 детей, которые
участвовали в детской Таврической ассамблее - юные победители различных
олимпиад, участники конкурсов, те, кто проявил инициативу в творческих
коллективах.
http://www.argumenti.ru/society/2010/06/63864/
В
Московском Центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность»
3 июня состоялся семинар «Образ РПЦ в светских масс-медиа: между мифом о
государственной церкви и фольклорно-оккультным православием».
С докладом выступил директор
Института религии и права, кандидат философских наук Роман Лункин (с.н.с.
Института Европы РАН, Центр по изучению проблем религии и общества).
Положительно, что докладчик
четко придерживался заявленной темы. По его мнению, образ РПЦ, существующий (созданный)
в настоящее время в светских СМИ (прежде всего, на телевидении) представляет
собой совокупность следующих идей-стереотипов:
православная церковь –
государствообразующий институт,
православная церковь – борец
с сектантством,
православие – полуязыческая
религия.
В работе семинара приняли
участие представители АВП Василий Белозёров и Александр Перенджиев. Василием
Белозёровым был задан вопрос о механизме формирования соответствующих образов:
возникают они стихийно или же сознательно и целенаправленно, вследствие
реализации заказа государства, самой РПЦ, под воздействием интереса самих СМИ?
Кроме того, в своем выступлении Василий Белозёров обратил внимание на проблему
представленности в СМИ военных священников как неких «бравых вояк». По его
мнению, такой образ свидетельствует о своеобразном понимании предназначения
священника в армии и негативном влиянии на авторитет РПЦ.
АВП
В Интернете размещена статья Сергея Иванеева "Армия - не резерв церкви".
В ней вновь подвергнута критике работа специалистов АВП (Методические
рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами
/ Сост. С. А. Григорян, С. А. Мельков, А. Н. Перенджиев. М., 2005. 102 с.). У нас было сначала желание
как-то ее прокомментировать, но поскольку ничего конструктивного в данной статье
не предлагалось, мы решили этого не делать. Критиковать может каждый.
От имени АВП Сергей Мельков и
Александр Перенджиев
На
одном из сайтов Сергея Мелькова и Александра Перенджиева критикуют за
"Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с
военнослужащими-мусульманами". См.:
http://www.srn.su/vdoc.asp/2009/12/28/10/
Констатируется, что
"... мы - авторы, похоже, никогда не читали Коран и не понимаем, что наиболее
отчетливо агрессивно-идеологическая подноготная религии выступает в исламе".
Что ж, ответим, что мы Коран
читали и много лет активно работали/сотрудничали как с духовными управлениями
мусульман России, так и военнослужащими-мусульманами. Поэтому готовы подписаться
под каждой фразой, изложенной в нашем пособии. Но все равно приятно, что кто то
прочитал нашу работу, кстати, подготовленную совместно с Управлением
воспитательной работы Сухопутных войск. Продолжаем настаивать на том, что за
счет использования офицерами-воспитателями
потенциала мусульманского
вероучения
(а не путем введения военных священников) можно значительно улучшить
воспитательную работу в воинских коллективах.
Укрепление
политических позиций традиционного ислама
Встреча Президента Российской Федерации с главами
республик и муфтиями Северного Кавказа вышла за рамки обсуждения проблем
духовного воспитания молодежи. Официально объявленной темой первого в своем роде
совещания президента России Д. Медведева с руководителями национальных республик
Северного Кавказа и духовными лидерами региона, прошедшего 28 августа сего года
в Сочи, являлось обсуждение деятельности общественных религиозных организаций.
Дмитрий Цыбаков
Президент
решил – нам стоит задуматься. Как теперь религия будет внедряться в армию и в школу
Александр Верховский -
директор информационно-аналитического центра "СОВА" (http://sova-center.ru)
Дмитрий Цыбаков
Грузино-осетинский конфликт и православные церкви
Августовские события вновь продемонстрировали парадоксальность политического,
поскольку оказалось, что общая вера – в данном случае, православие – далеко не
всегда означает мир и дружбу между народами. В этой связи примечателен тот факт,
что Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) на заседании 6 октября не
стал принимать в РПЦ Осетинскую и Абхазскую православные церкви. Они давно вышли
из состава Грузинской православной церкви, которая в свою очередь отделилась от
РПЦ в 1918 году.
Василий Белозёров
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРМИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Недавно в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации поступил законопроект об изменении
системы военных судов, то есть речь идет о снятии военного мундира с
представителей Фемиды. Надо отметить, что в последнее время в Министерстве
обороны (как в самом аппарате Министерства, так и в органах военного управления)
наметился процесс замены военнослужащих на гражданских лиц в управлении
различными военными структурами. Во главе военного ведомства стоит сугубо
гражданский человек, заместителем министра обороны по финансово-экономической
работе с 2002 года работает Любовь Куделина, которая не носит погон. Приступил к
временному исполнению должности начальника Службы расквартирования и
обустройства также сугубо гражданский человек – Л.М. Сорокко, а ещё в прошлом
(2007) году на должность начальника Главка – Главного управления обустройства
войск (до 2006 года Главное управление специального строительства) назначен О.С.
Коваль, также не имеющий воинского звания.
Александр Перенджиев
Надо еще раз подумать
Даже простейший
мониторинг периодической печати позволяет сделать вывод, что дискуссии о
деятельности конфессий в армии – ввиду сложности проблемы и отсутствия
приемлемых для всех заинтересованных сторон подходов к ее решению – суждено то
затухать, то вновь обостряться.
В НГ-Религии (20 февраля 2008 г.) вновь появились материалы по вопросу
военно-конфессиональных отношений. В частности, речь идет об интервью старшего
преподавателя Военной академии Генерального штаба доктора философских наук
полковника Александра Суровцев. Поскольку по данной проблематике уже приходилось
высказывать свое мнение, то, не претендуя на изложение завершенной концепции,
позволю себе прокомментировать некоторые изложенные в интервью тезисы и указать
на имеющиеся противоречия.
Василий Белозеров
Не надо пугать гетто
В статье «Нас пытаются загнать в гетто» в газете «Время
новостей» 31 октября с.г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)
защищает право церкви (право только Русской православной церкви) оценивать
политику государства. Мотивирует он это право несколькими аргументами.
Во-первых, иерарх считает клерикализацию политической
мифилогемой и предлагает не бояться (это пожелание относится и к обществу, и к
власти) диалога церкви с государством. Очевидно, по мнению Кирилла, что в своем
недавнем знаменитом письме главе государства десять академиков заблуждаются
(!!!).
Во-вторых, митрополит несколько раз сравнивает нынешнее
состояние РПЦ и российского общества не только с советской ситуацией, но и с
дооктябрьским (1917 г.) периодом. Из этого он делает вывод: в первом случае в
отношениях государства и церкви есть прорыв, во втором случае – в них
отсутствует прогресс.
В-третьих, свою позицию дальнейшего повышения
социально-политического влияния церкви Кирилл называет светской позицией. Правда
через несколько абзацев эту же позицию он называет евангельской, полагая, что
«…верующий человек не может ограничивать религиозную мотивацию только рамками
личной или семейной жизни». Следуя своей не очень четко выраженной логике,
Кирилл делает вывод о том, что христианский (а не светский, подчеркнем это)
ответственный подход к труду, к отношению к другим людям, к природе нужно
прививать людям.
Что можно ответить на такое обращение Кирилла к
сообществу? Полагаем, что тоже можем выдвинуть несколько тезисов.
1. Вне всяких сомнений христианский подход нужно прививать
людям, но пусть этим занимается сама РПЦ. Не надо «прессовать» государство
напрямую, а также через общественность и СМИ и заставлять его работать за
церковь. Именно такое активное стремление и расценивается научным сообществом
как клерикализация. Нравится это митрополиту или нет, но его активная
мировоззренческая позиция иначе не может названа.
2. Напомним уважаемому митрополиту, что сравнивать
советскую ситуацию (экономическую, политическую и даже духовную) с 1913 годом
было в СССР очень модно. Естественно, у советских агитаторов и пропагандистов
все выводы выходили в пользу советского времени. Теперь, видимо, становится
модно государственно-религиозные отношения сравнивать с 1917 годов. Мы не против
этого, если так хочется РПЦ, но для нас это похоже на двойной подход (когда РПЦ
общается с властью, то говорит о прорыве в отношениях, а когда с верующими – об
отсутствии прогресса). При этом мы против попыток «обеления» этих отношений
(периода до 1917 года), против показа этих отношений современным гражданам и в
СМИ как отношений бесконфликтных. Полагаем, что такая попытка есть
пропагандистский трюк с целью создания ЛУБКА.
3. Клерикализация, на наш взгляд, существовала до 1917
года. Сегодня ее в том же виде не существует. Но если руководство РПЦ будет
стремиться распространить свое влияние на общество, армию и сферу обороны и
безопасности, а потом и на власть – то клерикализация неизбежна. И в этом смысле
митрополит Кирилл прав. Ибо если будет достигнут «прогресс» (так, как, видимо,
его понимает уважаемый митрополит) и ситуация в отношениях государства с
церковью вернется к периоду до 1917 года, то руководство церкви, конечно, будет
довольно. Но будут ли довольны представители других конфессий, неверующие и
атеисты? Нужна ли всем остальным такая ситуация? И будут ли довольны сами
православные? И будет ли их кто-нибудь спрашивать…
Сергей Мельков
Разве армия – это не власть? Власть, да еще какая!
В СМИ продолжается дискуссия, вызванная открытым письмом
десяти академиков РАН президенту России о чрезмерном, на их взгляд,
проникновении церкви в дела государства и общества. В статье «Трудно быть с
Богом», опубликованной в «Российской газете» 31 июля 2007 г. протоиерей Всеволод
Чаплин, мотивируя социально-политическую активность церкви, утверждает, что
«…школа и армия – это не органы власти». Позволим себе не согласиться с этим.
Во-первых, даже с формальной точки зрения, управляет
вооруженными силами Министерство обороны, а оно является федеральным органом
исполнительной власти. По аналогии этот аргумент отнесем и к другим войскам
(внутренние войска подчиняются Министерству внутренних дел, федеральная
пограничная служба – Федеральной службе безопасности и т.д.). Очевидно, что
также и школой (как социальным институтом) управляет Министерство образования и
науки РФ. Поэтому, даже если школа и армия и не являются органами власти в
прямом смысле, то такие сферы человеческой деятельности как оборона и
образование уж точно всегда находились и находятся в настоящее время под
контролем политической власти. А организацией обороны и образования уже
несколько тысячелетий (в разных странах – разное время) занимается
государственная власть.
Во-вторых, хотим напомнить уважаемому протоиерею о
существовании военной власти. Многие исследователи считают, что политическая и
государственная власть с самого своего возникновения осуществлялись в форме
власти военной. И лишь позже произошло их разделение. В настоящее время
отношения политической и военной власти постоянно находятся в центре внимания и
той, и другой, а также общественности и СМИ. В демократическом обществе их
взаимоотношения называются демократическим контролем, в тоталитарном – контролем
политическим.
Кстати сказать, сегодня среди самих военных стало модно
говорить о единстве государственного и военного управления (в Российской
академии государственной службы при президенте Российской Федерации и в Военной
академии Генерального штаба на эту тему читают лекции). Правда, не всегда
понятно, что же имеется в виду при этом. Видимо, как раз тем самым военные хотят
подчеркнуть, что либо органы военного управления действуют в единой системе
государственной власти (а иначе и не может быть), либо являются некоей ее
разновидностью (что сути дела не меняет).
В-третьих, очевидно, что сращивание власти политической с
властью духовной продолжалось намного дольше, чем с военной. А в ряде стран
(например, в некоторых мусульманских) полного разделения так до сих пор и не
произошло. То есть, для нас, например, очевидно, что ранее власть духовная (к
которой себя причисляет Русская православная церковь) могла иметь влияние и
влияла на военную власть через власть политическую. Сейчас такое влияние,
конечно, сохраняется, но усиливается и прямое воздействие этой конфессии на
власть военную.
Мы уже писали о том, что сближение Русской православной
церкви (РПЦ) с армией идет намного быстрее, чем со многими общественными и
государственными институтами. Поэтому, возможно, что со временем РПЦ через
власть военную сможет воздействовать и на госвласть (если институализирует свое
влияние на армию в виде института военного духовенства). Полагаем, что такой
вариант развития ситуации в нашей стране не самый хороший и называется он просто
– клерикализация.
В-четвертых, методологическая и идеологическая
неразборчивость армейских структур и командно-воспитательного состава в вопросах
взаимодействия с конфессиями прямо вытекает из аналогичной неразберихи в
госструктурах. Такая ситуация косвенно подчеркивает взаимосвязь и
взаимозависимость власти государственной и военной.
Сделаем выводы.
РПЦ, как и другие конфессии, играют в обществе позитивную
роль. Но из этого не следует, что деятельность какой-либо из них должна быть
институализирована в госструктурах, сфере обороны, образования и науки. АВП
выступает против этого, а сомневающихся отсылаем к тексту Конституции России.
Когда один из деятелей РПЦ объявляет армию, по сути,
безвластной, то для нас очевидно его определенное лукавство. Оно заключается в
том, что как только прямое влияние духовной власти на военную власть оформится
институционально, то у первой появится мощнейший рычаг воздействия на госвласть
(при необходимости – с использованием власти военной). Не стоит
экспериментировать с армией и думать, что в армии нет власти, либо она находится
вне власти государственной. Затянувшийся эксперимент с постепенным внедрением
РПЦ в армейские структуры не безобиден.
Очевидно, что РПЦ не рассматривает атеистические
организации и атеистов как равноправных партнеров по общественному диалогу. А
жаль. Кроме того, мы не поддерживаем достаточно распространенную точку зрения об
идентичности атеистов и защитников светского государства. Потому что, если
следовать этой логике, то всякий, кто задается вопросом о границах влияния
Церкви в современном обществе, рискует быть обвиненным в симпатиях к
тоталитарному/советскому политическому режиму, или просто ретроградом.
Сергей Мельков
Прощайте, погоны!
Как сообщила «Независимая газета» («НГ-Религии» от 18
апреля 2007 года) в Италии готовится закон о демилитаризации корпуса полковых
священников-капелланов.
В настоящее время, согласно штатному расписанию, на
довольствии итальянских Вооруженных сил (ВС) числятся почти 300 священников со
звездами на погонах. Возглавляет ведомство военных священников-капелланов
главный священник всех родов войск (соответствующий протопресвитеру или
обер-священнику армии и флота в армии Российской империи) со штабом в 36 штатных
единиц. В состав ведомства также входят 4 почетных главных священника, 16
начальников межведомственных служб, 198 капелланов, 25 членов пресвитерского
совета и 3 руководителя военно-теологической семинарии. Все они получают
зарплату из бюджета Министерства обороны Италии.
Согласно информации, которой располагает итальянский
еженедельник Panorama, все имеющиеся в настоящее время в штате ВС полковые
священники будут переведены в распоряжение Совета министров, своего рода резерв
или запас, с последующей ликвидацией военизированного института полковых
священников-капелланов в форме выхода на пенсию, досрочного увольнения, выхода в
отставку или перевода на гражданское положение. В то же время будет прекращен
наем на работу католических священников в качестве штатных единиц в звании и с
правами офицера.
Однако это не означает, что в итальянской армии больше не
будет полковых священников – совсем наоборот. Проект закона предусматривает
либерализацию духовного окормления паствы в вооруженных силах. Более того,
вооруженные силы должны будут «открыть двери всем признанным религиям», то есть
пастырскую опеку смогут получить не только католики, но и иудеи, буддисты и даже
«Свидетели Иеговы». Но расходы по содержанию военного духовенства государство
больше нести не будет.
Вопрос о демилитаризации корпуса итальянских полковых
священников поднимался неоднократно и разными инстанциями. Например, еще 15 лет
назад подобное требование выдвинули сразу две инстанции: духовная – в лице
епископа Мольфетты Тонино Белло, являющегося по совместительству президентом
итальянского отделения международного пацифистского движения Pax Christi, и
светская – в лице центрального представительного органа (COCER) Финансовой
гвардии (итальянской налоговой полиции).
Мотивировка у обеих инстанций была, разумеется, различной.
Католики-пацифисты говорили о том, что священнослужитель вообще не должен носить
военную форму. Епископ Тонино Белло утверждал, что без униформы и звездочек на
погонах священнослужители будут гораздо ближе к Евангелию, обретя полную и
подлинную независимость от военного аппарата. В свою очередь, для налоговиков
основным аргументом была непомерная дороговизна и «бессмысленность»
существования в рамках Вооруженных сил самого института полковых священников.
Тогда, в 1992 г., предложение было встречено в штыки и заблокировано. Но сейчас
наблюдатели считают фактическое упразднение государственного финансирования
военных капелланов делом почти решенным.
АВП обращает внимание, что в 2006 году в нашей стране была
предпринята обратная попытка: сделать священников, окормляющих «граждан в
погонах», военнослужащими. Мы не против деятельности традиционных отечественных
конфессий в Российских Вооруженных Силах, но мы против такой деятельности за
счет государства. И в том числе – за счет военного бюджета.
Сергей Мельков
Интервью с Председателем Совета муфтиев России,
Председателем духовного управления мусульман Европейской части РоссииМуфтием
шейхом Равилем Гайнутдином >>
ПРОТОКОЛ о намерениях в отношениях между Советом
муфтиев России и Управлением воспитательной работы Сухопутных войск
>>
С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев. МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВОЕННЫМИ СТРОИТЕЛЯМИ-МУСУЛЬМАНАМИ
В предлагаемой брошюре даются методические рекомендации для организации
воспитательной работы с военными строителями-мусульманами в целях предотвращения
в их среде неуставных взаимоотношений, употребления спиртных напитков,
наркотических и токсических веществ, а также профилактики случаев отказа
участвовать в наведении порядка и хозяйственных работах в части.
Материалы брошюры предназначены для офицеров, прапорщиков и сержантов
военно-строительных частей Министерства обороны Российской Федерации, для
курсантов и офицеров военно-учебных заведений, а также могут быть использованы
при организации бесед, в индивидуально-воспитательной работе и в системе
общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил РФ и
военно-силовых структур страны. >>
А.Н. Перенджиев.
Начать сотрудничество в вопросах воспитательной работы военных строителей с
Советом Муфтиев России побудило следующее обстоятельство. В сентябре 2000 года я
был назначен заместителем командира военно-строительного отряда по
воспитательной работе, а в декабре этого же года к нам в часть прибыло молодое
пополнение. >>
С.А. Мельков.
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР И ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
В монографии анализируется взаимосвязь исламского фактора и военной политики
России, предлагается авторская концепция исламского фактора, показываются его
исторические и доктринальные корни. Раскрываются содержание и характер
современных государственно-исламских отношений, системный ха-рактер угроз
светскому обществу со стороны сил исламизма, особенности во-енно-политической
концепции ислама как внутреннего механизма его влияния на политику. В работе
рассмотрены также основные тенденции трансформации военной политики России в
условиях усиления агрессивности исламизма.
>>
С.А. Мельков.
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Несмотря на преобладающую тенденцию секуляризации общественно-политических
процессов в мире, анализ религии, ее влияния на социальную, политическую и
духовную жизнь общества остается одним из важных на-правлений современной науки,
в том числе и политической Без учета рели-гиозного фактора зачастую невозможно
глубоко познать и предвидеть мно-гие сложные социально-политические процессы.
Весьма острой эта проблема является для России, поскольку длительное время
объективность существо-вания религии в ней отвергалась, кроме того,
многонациональное российское общество в досоветский период несколько веков было
многоконфессиональ-ным при доминирующей роли только одной религии.
>>
С.А. Григорян,
С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев.
Методические рекомендации офицерам по
работе с военнослужащими-мусульманами
В предлагаемой брошюре даются методические рекомендации офицерам, прапорщикам и
сержантам по организации воспитательной работы с военнослужащими-мусульманами в
целях формирования у них чувства ответственности за выполнение воинского долга.
Подробно рассматриваются методики профилактики неуставных взаимоотношений,
употребления спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, отказа
участвовать в проведении хозяйственных работ в подразделении, части и другие
актуальные для войсковой практики методики.
>>
В.К. Белозёров.
Церковь и армия: чему учит зарубежный
опыт
В связи с трагедией, происшедшей в Челябинском танковом училище, в российском
обществе активно стали обсуждаться различные способы преодоления негативных
явлений в армейской среде. В качестве одной из мер, которая, как предполагается,
должна решить проблему неуставных взаимоотношений в армии, предлагается
учреждение института военных священников.
>>
В.К. Белозёров.
Военно-церковная служба за рубежом
(таблица).
>>
А.Н. Перенджиев. РЕАЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИЗМА И МИФЫ О
РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙНАХ
Многие исследователи, а также политические и государственные деятели склонны
рассматривать терроризм как одну из форм ведения войны. При этом, например,
профессор А.А. Корабельников считает терроризм очень эффективной формой ее
ведения. В результате исследователи пытаются дать новое определение понятию «война»,
а также обосновать религиозный характер современных войн.
>>
С.А. Мельков. КОМУ И ЧЕМ ПОМОГУТ ВОЕННЫЕ
СВЯЩЕННИКИ?
Уже приходилось высказываться на тему институционализации военно-религиозного
взаимодействия. Сейчас много пишется об этом и в СМИ, и на научных мероприятиях,
определяются в этом вопросе многие госструктуры. Стараясь не повторяться,
остановимся лишь на некоторых аспектах. >>
|