Военно-гражданские отношения
Полезная библиография
Предложения по пополнению библиографии
принимаются
Василий
Белозёров м Сергей Мельков приняли участие в круглом столе в
информационном агентстве "Росбалт". Обсуждалось Послание президента Федеральному
собранию и его часть, посвященная безопасности и обороны.
В
круглом столе также приняли участие директор института политического и военного
анализа Александр Шаравин, главный редактор журнала "Национальная
оборона" Игорь Коротченко, военный обозреватель РИА "Новости" Илья
Крамник, руководитель пресс-центра ИА "Росбалт" Виктор Пономарев и
начальник отдела оборонной политики российского института стратегических
исследований Григорий Тищенко.
В связи с августовскими событиями на Кавказе по инициативе
Общественной палаты был проведен ряд мероприятий. 19 сентября на социологическом
факультете МГУ прошел круглый стол «Общество и армия: развитие
военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности
России». К чести организаторов, уже через десять дней материалы дискуссии были
опубликованы, что является, пожалуй, беспрецедентным случаем. Представляем
вашему вниманию материалы круглого стола.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА
ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современное состояние
военного права и законодательства в сфере военной деятельности государства
характеризуется наличием различных групп проблем, среди которых - исследования
по новым направлениям и смежным отраслям правовых и военных наук. К данной
группе относятся наиболее актуальные и современные проблемы как военного права,
так и политологии, примером служат исследования в области гражданского контроля
над военной организацией государства и за военной деятельностью государства.
А.В. ТИТОВ
Равняться будем не на урны, а на закон.
А надеяться, кроме слова Президента, все равно не на
кого и не на что
В «Независимой газете» 17 августа с.г. в статье «Равнение
на избирательные урны» обозначена тема включения Минобороны России в
избирательную кампанию. Со ссылкой на источник в военном ведомстве в ней описывается
потенциальное содержание будущей директивы министра обороны о начале
избирательной кампании в войсках.
АВП уже реагировало на выборную тему, попробуем еще раз
посмотреть на динамику участия военного ведомства в этом электоральном цикле и
возможные риски, которые обществу и власти может принести это участие.
Для нас очевидно, что директива будет полностью
базироваться на действующем российском выборном законодательстве. И не стоит
бояться, что данный процесс, как написано в вышеуказанной статье В. Мухина,
приведет к излишней политизации армии (при условии, естественно, что в армейских
условиях федеральное законодательство будет неукоснительно выполняться).
Полагаем, что к политизации армии в период подготовки к
выборам и проведения выборов могут привести совсем другие явления и процессы.
1. Например, если власть в очередной раз не будет
выполнять те социальные ожидания, которые реально спланированы для военных или
военные сами думают, что власть должна им это сделать. Мы имеем в виду обещанное
решение квартирного вопроса, повышение престижности военной службы. И, похоже,
только предвыборной риторикой отделаться не удастся (дежавю всем надоело),
поскольку решение личных проблем каждый военнослужащий ощущает/или не ощущает на
себе.
2. Кстати говоря, маловероятно, что кандидаты в депутаты и
в президенты будут давать конкретные обещания (с четкими программами своей
будущей деятельности, со сроками их выполнения, ответственными за выполнение
институтами и лицами, с указанием механизмов контроля и т.п.). Традиционно ни Б.
Ельцин, ни В. Путин никаких конкретных обязательств не давали, как не давали их
и депутаты (спрашивается, зачем менять традицию, если получается добиваться
своих целей и без «пустых» разговоров?). Но если это так (а мы в этом не
сомневается), то не стоит держать военных за "ничего не понимающих младенцев".
Не это ли одна из причин потери у военнослужащих интереса
к предвыборной борьбе?! Еще раз подчеркнем, что военнослужащие точно
«прочитывают» идущие от власти флюиды. А они – эти флюиды сегодня – определяют
позицию военных следующим образом: «…самим действовать в рамках закона и не
вмешиваться в деятельность органов власти и избирательных комиссий разного
уровня».
3. Определенные риски и опасности (наверно, об угрозах
говорить рано) для стабильности российского социума могут иметь место, если
установленное законом право для участников выборного процесса на партийную
агитацию и пропагандистскую деятельность в воинских коллективах не будет
соблюдаться. Раздражение офицерского состава по поводу возможных симпатий и
откровенных преференций той или иной партии вполне реально. В этом случае
кое-кто может посчитать, что его права ущемлены.
Вряд ли кто-либо из действующих или бывших российских
военнослужащих решится участвовать в деятельности той или иной партии без
санкции свыше. Тем более сегодня, когда участвовать в выборах можно только в
составе партии. Поэтому характер и содержание реальной политической
избирательной практики скорее зависят не от самих военнослужащих или органов
военного управления, а от высшего органа, каковым является, как известно,
администрация президента России. Прогнозируем, что если эта структура или
отдельные ее представители не станут лоббировать в армейских коллективах те или
иные корпоративные интересы, то и в целом выборы в Минобороны пройдут без
эксцессов и наоборот.
4. В связи с таким прогнозом особенно опасно включение в
армейской среде административного ресурса, так как он, конечно, могуч, но в
демократическом обществе может вылиться в скандал (скандалы). Хорошо все-таки,
что Министр обороны не является представителем какой-либо партии. Такое его
состояние внушает надежду, что ни один действующий военачальник не начнет
самостоятельные лоббистские действия за спиной главы военного ведомства.
Таким образом, в директиве, как представляется, с
максимально возможной степенью детализации ее создатели постараются прописать
возможные действия органов военного управления/избирательных комиссий. Нужно
также, чтобы в ней были четко обозначены механизмы решения спорных ситуаций.
Военнослужащие и начальники разных уровней должны четко знать: куда обращаться в
случае возникновения конфликта и должны быть уверены, что закон и госвласть на
их стороне.
Сергей Мельков
На пути к контрактной армии: приглашаем к дискуссии
Парламентские выборы не за горами, и уже сейчас многие
политические партии прикладывают различной степени усилия для привлечения на
свою сторону своих возможных сторонников. Так спикер Совета Федерации С. Миронов
недавно заявил, что, по его мнению, достаточно шестимесячной службы по призыву
для подготовки солдата. Причем, мотивировал он это своим личным опытом.
Другой факт. 19 августа лидеры «Союза правых сил» Б.
Немцов, Н. Белых и А. Баков в городе Екатеринбурге посетили А. Сычева,
пострадавшего от сослуживцев во время службы в армии. По мнению А. Сычева Б.
Немцов поддержал написать как можно быстрее автобиографическую книгу о
жестокости в армии. Понятно, что эта встреча направлена не только на моральную
поддержку А. Сычева, но и на завоевание СПС части электората в преддверии
будущих выборов. Было бы наивным полагать, что через день с подобным визитом и
предложением написать подобную книгу Б. Немцов обратился бы к обидчикам А. Сычева.
Конечно, свобода слова должна оставаться в демократическом
обществе и никто не сможет запретить написать задуманную книгу А. Сычеву. Но,
касаемо лидеров СПС отметим, что политическая деятельность – это и
ответственность перед обществом. Конечно, жестокость в армии есть, но и в
обществе ее не меньше. Концентрировать внимание социума на его негативных
проявлениях – еще не значит решать существующие проблемы. По мнению СПС, все
проблемы армии (в т.ч. неуставных взаимоотношений) должна решить контрактная
армия. Однако, анализируя информацию из средств массовой информации, можно
сделать вывод о том, что не так просто идет комплектование должностей
военнослужащими по контракту. Интересно отметить тот факт, что преступлений
среди военнослужащих по контракту часто больше, чем у военнослужащих по призыву.
Непонятно также, где представители СПС предлагают взять средства для содержания
армии, полностью укомплектованной военнослужащими по контракту. Необходимо
учитывать и тот факт, что общество сегодня готово предоставить на нужды обороны
лишь 3% своего валового внутреннего продукта.
Краткий вывод. Политические партии должны представлять и
отстаивать интересы общества. Но политическая поддержка выхода в свете будущей
книги вряд ли будет способствовать решению проблем в армии. Действительное
решение возможно, на наш взгляд, если за политическими силами будет стоять
четкое, обоснованное мнение экспертов, специалистов, предлагающих действительное
разрешение существующих противоречий. Пока же заявления многих политических
лидеров говорят об обратном. Только лишь борьба за электорат, без разрешения
проблем общества, может сделать многих граждан аполитичными, равнодушными к
политике, подорвать доверие к политическим силам, что не раз демонстрировали в
прошлом избиратели. one shoulder cocktail dresses taffeta bridesmaid dresses plus size evening dress polo ralph lauren sale ralph lauren outlet store cheap ralph lauren shirts ralph lauren style cheap polo ralph lauren shirts ralph lauren outlet online ralph lauren outlet online ralph lauren t shirt
replica audemars piguet omega replica watches audemars piguet replica watches breitling swiss replica audemars piguet replica watches swiss breitling replica tag heuer replica watches fake patek philippe watches swiss replica iwc replica rolex swiss replica watches breitling swiss replica rolex watches best breitling replica watches best watches replica replica watches hublot replica watches tag heuer breitling fake watches billige Rolex Replik
Сергей Павлов
С.А. Мельков.
Контроль и экспертиза действий
силовиков: как провести границу?
Еще в 2004 году в
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечалось, что
модернизация армии относится к задачам общенационального масштаба, а гражданский
контроль за эффективностью идущих в ней преобразований обязателен.
С.А. Мельков.
В ЧЬЕМ
СТРОЮ НОВЫЙ СОВЕТ?
Недавно был образован Общественный Совет при Министерстве обороны России.
Мнения о его функциональном предназначении и способности помочь военному
ведомству решить наиболее актуальные проблемы воинских коллективов сразу же
разделились. >>
С.А. Мельков. КАКОЙ КОНТРОЛЬ НАД АРМИЕЙ ОПТИМАЛЕН ДЛЯ
РОССИИ?
Еще в 2004 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
отмечалось, что модернизация армии относится к задачам общенационального
масштаба, а гражданский контроль за эффективностью идущих в ней преобразований
обязателен. >>
C.Н. Павлов.
Восприятие курсантами и
слушателями военного вуза отношений между армией и обществом
Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации неразрывно связана с
именем прославленного военачальника Гражданской войны М.В. Фрунзе.
>>
|